УРОК- КВЕСТ "МИЛОСЕРДИЕ.RU" (Семейные традиции)


                                  Учебное пособие: Уроки милосердия. Авт. Г.Д.Зубова

                                 Тип урока: открытие новых знаний

                                 Формы работы: работа в группах.

                                 Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

 

                Структура урока:

1.      Организационный момент.

2.      Самоопределение к деятельности.

3.      Актуализация знаний.

4.      Постановка учебной задачи.

5.      Открытие обучающимися новых знаний.

6.      Закрепление  усвоенного и включение его в систему

         ранее усвоенных знаний и умений. 

7.      Рефлексия.

 

Ход урока:

 

 I. Организационный момент.

 

              В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его           лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе          и в своих знаниях.

 

II. Мотивационный (самоопределение к деятельности).

 

           Сегодня на уроке откроем для себя еще одну страницу, которая касается всех присутствующих. О            чем пойдет речь, догадаетесь сами. Но сначала вспомним, как должны работать в группах?

 

III.  Актуализация знаний.

 

                                         Любят тебя без особых причин:

                                         За то, что ты внук,

                                         За то, что ты внучка,

                                         За, то, что ты сын,

                                         За то, что ты дочка,

                                         За то, что малыш,

                                         За то, что растёшь,

                                         За то, что на папу и маму похож.

                                         И эта любовь до конца твоих дней

                                         Останется тайной опорой твоей.

 

         - Что является опорой в жизни каждого человек

         - Что такое семья?

         - Что такое род?

            - Что такое родословная?  (включается презентация «Моя родословная»)

         - Как вы понимаете значение слова «фамилия»?

         - Кто назовет значение своей фамилии?

         - Чем вы можете помочь своей семье?

 

IV. Постановка учебной задачи

       - Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?

       - Какую цель мы поставим перед собой?

       -  Что для этого должны сделать?

       -  Какой план работы    составим?

 

V. Открытие обучающимися новых знаний.

       - У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем  они?

 

Текст для 1 группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поездки на природу.  Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

(Традиция - совместный отдых)

 

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам  - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?)

 

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция - забота друг о друге, почему вы так думаете?)

 

        -  Что общего в этих текстах?

      - Как вы думаете, что такое традиции семьи?

     - Чем же отличаются семьи друг от друга?

     - Какие традиции существуют в ваших семьях?

    - Есть еще одна традиция, называется Родительское благословение 

     (притчу о силе креста рассказывает заранее подготовленный ученик).

    - Для чего нужны семейные традиции? 

 

Работа с учебником.

               Откройте учебник  (страницы 2-4)

          - Прочитаем тексты учебника по группам и ответим на вопросы к каждому из них

    1 группа:  «Как мама приучала меня к милосердию» (Игумения Таисия);

    2 группа:  «Мальчик и очки» - Монах Симеон Афонский);

    3 группа:  «Апельсин» (Т.Борисов»)

 

           Проверка (пересказ, ответы на вопросы).

  - Кто создает традиции в семье

  - О каких традициях семьи вы узнали?

 

Физминутка.

  Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.

 

   - Те, у кого есть   брат, братишки,  хлопните в ладоши.

  - У кого есть сестра или сестренка,  помашите над головой рукой.

 - Кто помогает дома близким, топните.

 - У кого в семье есть бабушки или дедушки,  поднимите руки вверх.

 - Кто похож на папу?  Присядьте
 - Кто похож на маму?  Наклон вперед
 - Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

 - А кто богат родственниками, у кого их много,   помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

Самостоятельная работа в группах.

 

Творческая деятельность

      Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем  фото, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии, не забудьте, написать о какой традиции семьи вы составили коллаж.

 

                   На доске вы видите несколько ваших рисунков на тему «Дом».

    - А что самое главное в доме? (ответы детей)

 

Послушайте стихотворение.

 

     А дом заставленный добром, – еще не дом.

    И даже люстра над столом, – еще не дом.

    И на окне с живым цветом – еще не дом.

 

    Когда вечерняя сгустится темнота,

   Так эта истина понятна и проста –

   Что от ладоней до окна наполнен дом

   Твоим теплом. Твоим теплом.

 

   - О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной?

         - Конечно, - это любовь к Дому своему.

   - Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? 

   - Как можно назвать эту традицию?

 

VI. Закрепление  усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

 

    Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте  ещё несколько традиций.

·         Любовь, взаимоуважение, дружба

·         Забота  друг  о  друге

·         Совместный  отдых

·         Гостеприимство

·         Совместные  праздники

·         Совместные увлечения

·         Трудолюбие.

·         Исполнение семейных обязанностей.

·         Память о своих предках.

·         Уважение к старшим

      Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

 

Проверка. 

  - Назовите, какую  традицию  вы посчитали главной для себя.

  - Эти маленькие сердечки  подарите дома своим родителям.

 

VII. Рефлексия.

 

                                                    Вернемся к плану нашей работы.

     - Какую цель ставили в начале урока?

   - О какой интересной странице семьи узнали?

  - Что такое традиция? Для чего они нужны? Кто создает традиции семьи?

 

 

Ответьте на вопросы:

Было интересно (а)…

Я понял (а), что…

Урок дал мне для жизни… 

Мне захотелось…

 

            А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить  свою работу на уроке. Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему  настроению.


Зелёный цвет
    Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.


 Жёлтый цвет.
  Урок в определенной степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Красный цвет.
   На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.


    Посчитаем, что у нас получилось.     Больше всего карточек ………….. цвета.   Значит урок состоялся.

 

 Дети читают по очереди:

1 Семья – это счастье, любовь и удача, 
2 Семья – это летом поездки на дачу. 
3 Семья – это праздник, семейные даты, 
4 Подарки, покупки, приятные траты. 
5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
6 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
7 Семья – это труд, друг о друге забота, 
1 Семья – это много домашней работы. 
2 Семья – это важно! 
3 Семья – это сложно! 
4 Но счастливо жить одному невозможно! 
5 Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
6 Обиды,  и ссоры подальше гоните, 
7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором:   Какая хорошая Ваша семья!

 

- На этом мы заканчиваем урок.  Спасибо за работу.